Песнь о Гайавате

Книга “Песнь о Гайавате” Генри Уодсуорта Лонгфелло основываеся на традиционных индейских сказках и мифах.

Текст “Песни о Гайавате” можно читать онлайн бесплатно по ссылке >>

 

Сюжет поэмы

 

Поэма была создана в 1855 г. О ней Лонгфелло говорил так: “Я написал ее на основании легенд, господствующих среди североамериканских индейцев. В них говорится о человеке чудесного происхождения, который был послан к ним расчистить реки, леса и рыболовные места, а также — научить народы мирным искусствам. У разных племен он был известен под разными именами. В это старое предание я вплел и другие интересные индейские легенды.”

Действие поэмы “Песнь о Гайавате” (в самом начале написано, что она была написана “по напевам сладкозвучным Музыканта Навадаги”, который жил “средь долины Тавазэнта”) происходит в стране Оджибуэев, на южном берегу Верхнего озера, между живописными скалами и великими песками.

Открывает повествование глава “Трубка мира”. Эта трубка была сделана из глины и набита “красной ивовой корою”. Ее закурил Владыка мира, созывая все народы к совещанию. Пуская дым, он сказал (и громкий голос его был слышен и в зеленых долинах, и в горах), что устал от шума битв, бушующих в долине, и от кровной мести: “Ваша сила лишь в согласии, а бессилие — в разладе. Помиритеся, о дети, будьте братьями друг другу”.

Далее Владыка мира говорит о том, что на землю скоро придет пророк, который научит людей мирным искусствам. От людей, по его словам, требовалось одно — жить в мире и согласии.

Далее в книге “Песнь о Гайавате” Генри Уодсуорта Лонгфелло говорится о том, что люди беспрекословно подчинились просьбе Владыки мира.

Образ Гайаваты

Гайавата появился на свет как сын Западного Ветра и внук Звезды — Луны. В поэме Лонгфелло “Песнь о Гайавате” он несет людям мир и порядок. Также он защищает добро и старается сражаться со злом.

Он учит индейцев земледелию, письменности и другим искусствам. Образ Гайаваты воплотил лучшие черты индейского народа: смелость, неподкупность и силу духа.

Считается, что прототипом поэтического Гайаваты был Манабозо, но он не устраивал Лонгфелло. В духе-трикстере не было ничего героического — и одновременно, как ни странно, именно он играл в мифологии роль “индейского Прометея”.

По мысли Лонгфелло, Гайавата является учителем человечества. Если провести мифологическую параллель, то его можно по праву назвать Прометеем индейского народа.

Гайавата обладает непомерной силой: он сокрушает скалы, перетирает камни, сжав их в кулаке. У него есть волшебные мокасины, которые переносят его разом на милю вперед. Будучи естественным человеком, он является единым целым с природой: знает язык птиц и зверей и оказывается способен обуздать стихию и даже поставить ее на службу людям. Он не жаждет славы и совершает все подвиги во имя своего народа.

История героя

Другое имя героя — Гаян-вата. Он жил в воспитавшем его племени онондагов. Изначально он не был полноправным членом племени: его мать была родом из племени могаук. Предполагается, что она попала в плен во время сражения.

С самого детства Гайавата был вынужден самоутверждаться. В итоге он стал вождем племени онондагов, великим воином.

Однажды на его деревню напало племя могауки. Его племя потребовало отмщения, и Гайавата повел своих людей на восток.

Вожак племени был колдуном-шаманом, и прекрасно умел манипулировать злыми духами. Вот красочное описание антагониста Гайаваты: “Его тело искалечено семью злодеями, в волосах его кишат змеи, а питается он человечиной”. Звали это чудовище Тададахо. Он жил уединенно, вдали от племени, которое боялось его. У племени были и другие вожаки, но Тададахо был главным правителем. Гайавата и другие воины для него были лишь пешками в игре, и он искренне наслаждался кровавой бойней: война придавала ему сил.

Кознями Тададахо Гайавата лишился жены и шестерых из семи детей. Горе подкосило его силы, но все-же он решил продолжать борьбу. Он еще не знал, что далеко-далеко на западе, от невинной девы родился ребенок, способный указать ему дорогу к миру — Миротворец. Так была рождена легенда.

Источники поэмы

Первые два собрания индейских легенд стали доступны благодаря Генри Роу Скулкрафту, который был суперинтеднатном по индейским делам в штате Мичиган.

В 1839 году вместе с женой, имевшей индейское происхождение, и тещей, он собрал материал и издал его под названием “Алгонкинские исследования”. Именно на них и основывался при создании своего эпоса Лонгфелло. Кроме того, он находился под большим впечатлением от карело-финского эпоса, который был собран, обработан и записан таким же любителем народных сказаний, как Скулкрафт.

Пространство поэмы

Прежде всего мы попадаем в мир красочной природы, которая и создает тот самый колорит, и в которой творится волшебство.

Повинуясь традициям индейского эпоса, Лонгфелло одушевил и очеловечил природу: птицы и звери здесь разговаривают, Гайавата просит у березы кору для работы. Повинуясь традициям романтизма, он одухотворил природу, сделав ее источником всего естественного и неиспорченного.

В мире Гайаваты обитают на равных правах боги, духи, призраки, звери и люди. У всех у них есть звучные индейские имена: “цапля сизая, Шух-шух-га”, морской рак Шагаши, и ворон Кагаги.

В традициях фольклорно-эпического жанра, биография Гайаваты похожа на бусины истории из жизни, нанизанные на ожерелье, висящее на шее вождя. Главный герой крепко держит на себе и композицию книги, и ее идеи, и другие замыслы автора. Его главной миссией является подготовка народа к смене цивилизаций.

В поэме есть и еще один антагонист Гайаваты, носитель противоположного начала, представитель эпического зла. Звали его По-Пок-Кивис.

Вселенское зло в поэме предстает в неожиданном и даже в отчасти привлекательном образе. Кажется, что он способен всех развеселить, и на его фоне Гайавата кажется слишком правильным и пафосным. По-Пок-Кивис учил индейцев всему плохому — пить, курить, играть в азартные игры — и не веселья ради, а чтобы нажиться на них.

В отличие от своих соплеменников, Гайавата понял его суть. Разгневавшись, он начал его преследование. Испугавшийся зловредный дух попросил помощи у животных, а те превратили его в бобра, и его спесь раздула его до невероятных размеров. Он тут же захотел стать главным бобром, и проиграл битву…

Постепенно поэма Лонгфелло приближается к трагической развязке. Сначала погибает друг героя Чайбайабос, сладкоголосый певец, символ вдохновения и творчества. Затем от голодной смерти умирает возлюбленная героя, Миннегага — вместе с ней из поэмы ушло женское начало, а из жизни Гайаваты ушла любовь. После этого и сам герой отправляется в последний путь, отдав с рук на руки племя появившимся как нельзя кстати белым миссионерам.

В чем особенность поэмы

Лонгфелло стремился создать эпос национальной значимости. У жителей Америки такого эпоса быть не могло: эпоха первобытнообщинного строя, когда создавались предания, давно прошла, и у Америки белых не было родного американского прошлого. Мифы и легенды, жившие на этой земле, были историей чужого народа, который, к тому же, стремительно истреблялся.

“Песнь о Гайавате” (в переводе Бунина) осознанно копирует по форме и отчасти по смыслу классические эпосы: поэма напоминает стиховой размер финского эпоса “Калевала”. И.Бунин сохранил этот метр, в чем можно убедиться, если читать “Песнь о Гайавате” онлайн бесплатно. При этом произведение парадоксальным образом вмещает образы, смыслы и мотивы, относящиеся к более поздним культурным эпохам.

Образ центрального персонажа в целом соответствует традиционному национального героя. Гайавата, обладая “сверхчеловеческими” способностями, вбирает в себя совокупную мощь и мудрость своего народа. И вообще, он является воплощением народа. Одновременно в этом образе есть чисто человеческие черты, что сближает его с обычными людьми.

С одной стороны Гайавата Лонгфелло — существо неземного происхождения. Однако, живя среди людей, он смог душевно породниться с ними.

Заключительной частью “Песни о Гайавате” (читать ее полностью в переводе Бунина можно на нашем сайте) является смерть главного героя. Такие сцены являются неизбежным атрибутом классического эпоса. Традиционно смерть “сверхчеловека” символизирует падение народа из “абсолютного прошлого” в реальное настоящее. Однако, «Песнь о Гайавате» в этом смысле занимает полемическую позицию в отношении классических эпосов: Гайавата не умирает, а уходит в небо.

В конце эпоса старый мир всегда сменяется новым. Будущее индейцев кажется туманным: несмотря на то, что белые пришли с миссионерской целью, вопрос о том, не проиграл ли Гайавата свою последнюю битву, остается открытым.

Лонгфелло — не единственный, кто попытался написать эпохальную историю того мира и создать суррогатный эпос нового народа Америки. То же самое делали и другие авторы — например, Фенимор Купер, и Герман Мелвилл. У Генри Лонгфелло была задача — примирить культуры и создать общенациональный эпос. Он соединил тотальную одухотворенность мира и взятую у индейцев идею всеобщей взаимосвязанности.

С задачей эпохального масштаба Лонгфелло справился не до конца. Но все-таки, его поэма стала классикой американской литературы.

Оцените статью
Мифы индейцев
Добавить комментарий

восемнадцать + шесть =